Pobeda80 logo main 1 

 

Центральный Дом Российской Армии

имени М.В.Фрунзе

 

 ЦДРА знак 1 1

 

 

Шестой зал


В самом большом зале анфилады представлены разнообразные культурные ценности изобразительного искусства второй половины XIX – начала XX веков. 

Яркими и завораживающими элементами развернутой экспозиции, как и в других залах музейного пространства, являются осветительные приборы: люстры и бра. 

Абсолютно каждый предмет по–своему хорош и заслуживает особого внимания. Например, большая потолочная люстра на 24 световые точки в виде ажурной чаши с растительным готическим орнаментом изготовлена русскими мастерами в стиле «Второе Роккоко» в 1830–х годах. 

К этому стилистическому направлению относятся и изящные стенники в виде растительных побегов с раскрывшимися бутонами, которые придают залу парадность и торжественность.

 Фото 2Фото 1 1Фото 1

 


Художественный ряд экспозиции выделяется авторской известностью и уникальностью экспонируемых полотен. Русская живопись с 1860–х годов обретает совершенно новое лицо, благодаря таким именам как Шишкин И.И., Саврасов А.К., братья Маковские, Поленов В.Д., Левитан И.И., Жуковский С.Ю., Перов В.Г. 

В рамках одного жанра художники стремились к индивидуализации, разрабатывали собственный живописный и концептуальный метод: Исаак Левитан – мастер философского пейзажа; Иван Шишкин – пейзажист-виртуоз мирового масштаба; владеющий многими техниками.

Бытовой жанр братьев Маковских выходит на первый план, вступая в конфликт с устоявшейся академической традицией; Василий Перов – первостепенная фигура русского реализма.

При этом всех художников объединяет социальная направленность, мастерство живописи и тонкий психологизм образов. Картины представлены в оригинальных рамах, что придает осмотру особое настроение.

Фото 3Фото 4Фото 5

 


Мебельные группировки экспозиции отражают особенности интерьера, прежде всего, последнего десятилетия XIX века. 

Русская мебель в целом прошла путь от позднего классицизма до модерна. При этом, начиная с 40-х годов XIX века, стили  мебели в соответствии с характерным для того периода историческим принципом  эклектики изменяются чуть ли не каждое десятилетие. А в пределах одного дворца, но в разных комнатах могли сосуществовать разнообразные стилистические направления от «неогреческого» до шинуазри.

В конце XIX века в России зародился еще один оригинальный, достойный внимания, стиль – «русский модерн». Группировка мебели этого направления представлена во второй части зала.

Фото 6Фото 7Фото 8

 


Эксклюзивными памятниками декоративно–прикладного искусства, представленными в экспозиции зала, являются удивительные образцы одного из видов русского промысла – каслинского художественного чугунного литья: скульптура «Джигитовка» (г.Касли Челябинской области). 

Скульптурная группа «Укрощение дикой лошади» является примером интерьерной бронзы, изготовленной на фабрике Морана в г.Санкт–Петербурге.Обе скульптурные композиции отлиты по проектам русского художника, скульптора Евгения Александровича Лансере в начале XX века. 

В зале также экспонируются образцы французского художественного бронзового литья конца XIX века: две симметричные скульптурные группы  по мотивам произведения французского скульптора Гийома Кусту Старшего «Кони Марлѝ» – «Юноша, усмиряющий коня». 

Дополняют интерьер бронзовая скульптура Анри Луи Левассера «Рыбаки, тянущие невод» и скульптурная композиция «Схватка юноши с пантерой».

Фото 9Фото 10

 


Тишина в зале периодически нарушается мелодичным боем старинных напольных и настенных часов (конец XIX – начало XX веков).

Форма, дизайн и конструкция часов разнообразны и представляют различные мастерские стран Западной Европы.

Фото 12Фото 11

 


Исторической ценностью обладают украшающие зал фарфоровые вазы на специальных тумбах.

Вазы изготовлены на знаменитой фабрике во Франции в городке Севр и датируются второй половиной XIX века.Вазы в форме амфоры с изображением охотничьих сцен в медальонах, имеют особую культурно–историческую значимость.

Они украшали кабинет начальницы Екатерининского института с середины  XIXвека. 

Фарфоровый ряд экспозиции зала дополняют вазы различных форм, также отличающиеся своей изысканностью и красотой. В отделке ваз используется бронза, позолота, роспись, что делают эти предметы  неповторимыми, удивительным образом придающие роскошь интерьеру.

Фото 13Фото 14

 


В целом развёрнутая в Шестом зале экспозиция наглядно отражает стилистическую моду на эклектику, которая в России доминировала в дворянских усадьбах и городских домах в конце XIX – начале XX веков.

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный Дом Российской Армии имени М.В.Фрунзе» Министерства обороны Российской Федерации

г. Москва, ул. Суворовская площадь дом 2. ст. 1

(проезд до станции метро «Достоевская»)

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон: +7-495-681-52-20

Яндекс.Метрика