Главная Структура Отдел культуры Историко-мемориальный зал Шестой зал ИМЗ Шестой зал Шинуазри (стиль)
Эклектичный стиль Шестого зала дополняют вазы, этажерка и панно из слоновой кости второй половины XIX века в стиле шинуазри.
Шинуазри (от французского chinoiserie – китайщина) – жанр стилизации, подражающий произведениям искусства и архитектуры восточных мастеров, одна из разновидностей ориентализма. Направление является европейской интерпретацией и имитацией художественных традиций мастеров Китая и Восточной Азии, преимущественно
в декоративном искусстве, садовом дизайне, театре, музыке.
Эстетика шинуазри появилась в XVII веке и стала еще более популярна в XVIII веке благодаря активной деятельности Ост-Индской торговой компании и торговле Европы со странами Дальнего Востока. Товары с Востока стоили дорого, и их могли позволить себе очень обеспеченные люди. Но, несмотря на стоимость, европейцы были очарованы китайскими товарами благодаря своей оригинальности.
Ф.Буше. Китайский сад. Музей изящных искусств, г.Безансон (Франция)
Стиль шинуазри тесно переплетается со стилем рококо: оба характеризуются обильным декором, асимметрией, акцентом на материалы,а также стилизованным характером и тематикой приятного отдыха и наслаждений. Шинуазри фокусируется на предметах, которые европейцы колониальной эпохи считали типичными для китайской культуры. Мастера Англии и Италии, а позже и других европейских стран, повинуясь моде на восточную экзотику, стали вольно использовать декоративные мотивы, присутствующие на мебели, фарфоровой посуде и тканях, импортируемых из Китая.
Импульсом для расцвета стиля шинуазри послужила иллюстрированная энциклопедия Китая, составленная немецким монахом, ученым и изобретателем Афанасием Кирхером (1602–1680). Его труд «China illustrata» – «Китай разъяснённый» – увидел свет в 1667 году в г.Амстердаме, а в основу легли истории монахов-иезуитов, служивших в китайской миссии этого ордена.
Этот компилятивный обзор китайской, а также индийской культуры и традиций должен был продемонстрировать распространенность христианства на Востоке и отражал успехи Ордена иезуитов в миссионерской деятельности. Тем не менее, в нем нашлось место животному и растительному миру, исследованиям древних памятников, образу жизни, политической системе и другим аспектам жизни стран Востока. Богатые иллюстрации этого, в целом, научного издания, привели к его большой популярности.
Шинуазри: декор, фарфор
Китайский фарфор один из основных символов стиля Шинуазри. Однажды, попав в средневековую Европу, тут же покорил местных аристократов и стал несомненным признаком богатства семьи. Изящная, легкая, красиво расписанная посуда стала неотъемлемой составляющей чайных церемоний в каждой модной гостиной, а декоративные вазы украшали интерьеры знати и королевских дворцов.
В 1708 году в Саксонии был воспроизведен рецепт фарфора, который до той поры считался величайшим китайским секретом, а в 1710 году в г.Мейсене открылась первая фарфоровая фабрика. В первые годы работы мастера и художники пользовались китайскими изделиями в качестве образцов, которые пользовались большим спросом. Богатые люди стали собирать собственные коллекции фарфора.
Дж.Уистлер. Гармония в голубом и золотом: Павлинья комната, 1876–1877. Галерея искусства Фрир, г.Вашингтон
В XVIII веке популярность китайских товаров выросла настолько, что европейским мастерам было бы выгодно наладить собственное производство, так многие вещи стали бы дешевле и смогли бы удовлетворить спрос.Китайские технологии изготовления мебели вдохновили британского мастера–краснодеревщика Томаса Чиппендейла на изготовление мебели в стиле шинуазри и рококо. Он выпустил книгу под названием «The Gentleman and Cabinet–Maker’s Director», что переводится «Указатель для клиентов и краснодеревщиков». На русском языке книга получила сокращенное название «Директор». В указателе собрано более 160 дизайнов разных предметов: комодов, шкафов, зеркал, стульев.
Вскоре европейские мастера научились изготавливать предметы, имитируя китайские технологии – лакировать мебель, делать характерную роспись на предметах, выпускать фарфор. Со временем получилось так, что в домах могли быть как подлинно предметы с Востока, так и предметы, сделанные в Европе на китайский манер. Например, в качестве декора комнаты могла служить китайская ширма с традиционной китайской росписью или декоративное панно из слоновой кости с бытовым или пейзажным сюжетом.
Ваза в стиле шинуазри, фаянс, бронза. Панно декоративное, слоновая кость, Китай, XIX век
Западная Европа, XIX век
Этажерка со шкафчиком, дерево, латунь, перламутр, лак. Китай, XIX век
Стиль шинуазри произвел большой культурный шок, вначале он был непонятен и чужероден. Но из-за интервенции культур и исторических процессов, западная цивилизация прониклись большим уважением к азиатскому искусству и культуре. Они были заинтригованы этими «экзотическими» культурами и начали создавать свои собственные версии восточноазиатских дизайнов.
Шинуазри в архитектуре
Многие императоры и их фавориты оформляли сады, устанавливая сооружения в китайском стиле: пагоды и павильоны. Их еще называют «чайными домиками». Самый популярный из чайных домиков находится в парке Сан-Суси в г.Потсдаме (1764) по эскизам короля Пруссии Фридриха II Великого.
Китайский домик в парке Сан–Суси
Китайский стиль пришелся ко двору и в России: в Екатерининском дворце (г.Санкт–Петербург) была создана китайская голубая гостиная, объединившая классические элементы интерьера с богатыми расписными шелковыми обоями, привезенными из Китая.
Китайский зал Екатерининского дворца, г.Санкт–Петербург
В 1762 году Антонио Ринальди построил для Екатерины II Китайский дворец, часть архитектурного ансамбля собственной дачи в Ораниенбауме.
В годы Великой Отечественной войны, в отличие от остальных пригородов Санкт-Петербурга, данный архитектурный ансамбль чудом не пострадал и фашистами захвачен не был, соответственно первозданная архитектура и интерьеры являются уникальными.
Китайский дворец в Ораниенбауме (1762–1768)
Китайский дворец Екатерины II воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками–мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогий. Известно, что для его обстановки французские купцы Франсуа Рембер и Биллио с 1765 по 1768 годы поставляли во дворец мебель и бронзу «в новейшем вкусе». Знаменитые художники Стефано Торелли, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Серафино и Джузеппе Бароцци, скульптор Мари-Анн Колло, мозаичный мастер //vk.com/@-204219053-dom-legenda-kitaiskii-dvorec-v-oranienbaume">Джакомо Мартиньи и русские мастера Петергофской гранильной фабрики занимались украшением интерьеров. «Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», – сказал искусствовед Грабарь И.Э. о Китайском дворце.
Неповторимость и узнаваемость стиля Шинуазри продолжает оставаться модным дизайнерским трендом. Причудливые, фантастические пейзажи и игривые расцветки помогают создавать интерьеры в декоративной эстетике Востока.