Центральное место в художественно–интерьерной экспозиции зала занимает уникальная коллекция русской пейзажной живописи середины и второй половины XIX века, основу которой бесспорно создают восемь полотен гениального русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.
Коллекция зала дополнена и обогащена работами ученика выдающегося художника–мариниста – Судковского Руфина Гавриловича, а также знаменитых русских художников Сверчкова Николая Егоровича, Горавского Аполлинария Гиляриевича, Грузинского Петра Николаевича.
В зале также представлены образцы мебели, изготовленные из красного дерева: сравнительно простые, но совершенные по форме, без убранства из золоченой бронзы. Подобная мебель была широко распространена в середине XIX века. Находящиеся в экспозиции образцы использовались как в жилых комнатах и гостиных, так и в кабинетах и официальных «присутственных местах».
Мода на зооморфные мотивы в мебели сохранялась первое десятилетие XIX века. Опоры предметов выполнялись в виде дельфинов, лебедей, сфинксов и других фантастических существ, а также львиных морд и лап.
К 1820-м годам эти мотивы уступают место растительной орнаментике: пальметам, венкам, розеткам, акантным завиткам и листьям.
Наибольшей известностью среди архитекторов того периода пользовался Генрих Гамбс, который юношей приехал в Санкт-Петербург и основал там свое дело в конце XIX века.
В продукции его мастерских нашли проявление два направления развития мебельного искусства первой четверти XIX века: парадное (например, уникальное бюро со встроенным механическим креслом и органом, представленное в Эрмитаже) и бытовое (мебель для повседневного использования; открыл первый в России мебельный магазин).
Считается, что Г.Гамбс ввёл в моду декорирование мебели ценными породами дерева и украшение металлическим декором: узкими накладками, гофрированными вставками, прокладками в каннелюрах, розетками в местах соединений, балюстрадами по верхним плоскостям.
В середине XIX века за подобной мебелью закрепилось название «жакоб» – мебель из красного дерева, преимущественно строгих форм, декорированная латунью. Она создавалась, как считают историки мебели, в подражание французским образцам, а затем приобрела собственные узнаваемые черты. Предметы мебели в стиле «жакоб», простые по форме, дешевые в производстве и в то же время эффектные внешне, сразу стали очень популярны в России. Бюро и комоды, шкафы и столы, кресла и стулья стали тысячами копироваться другими, менее даровитыми мебельщиками, зачастую в более упрощенных и дешевых вариантах, и распространяться по городам России.
Изысканное общество, собравшееся на литературные или музыкальные вечера в салоне, удобно размещалось на разнообразной мебели для сидения. Любимым типом кресла стало редставленное в зале кресло - «корытце».
Восходящая к античности тема была разработана в начале XIX века и получила распространение в Европе. В России она обрела яркую самобытность. Данный тип мебели отличают монолитность, удивительная мягкость контуров, ажурная или сделанная из полированного дерева спинка.
Комфортные диваны – огромные, занимающие угол комнаты, с высокими боковыми стенками, – стояли на мощных опорах, часто в виде львиных лап. Другие, как находящийся в зале диван на массивных бронзовых лапах с крыльями, глухие локотники и царга которого украшены сплошной полосой накладного бронзового растительного орнамента, имели форму ладьи.
В моду также входят узкие кушетки–диваны, представленные в зале – с невысокими сквозными спинками и жесткими прорезными локотниками.
Столы разных форм (ломберные, придиванные, туалетные, консоли с одной или несколькими ножками, на оригинальных опорах с резьбой, декорированных завитками) сделаны в России в середине XIX века с учетом веяний моды того времени.
Поистине настоящим украшением зала является восьмигранный столик с восьмигранной опорой, в нижней части напоминающий вазон, выполненный в технике маркетри – разновидности инкрустации – отделки поверхностей путем наклеивания декоративных элементов из шпона
на деревянную основу.
В технике маркетри выполнены также крышка и царга дамского столика для рукоделия, изготовленного в России во второй половине XIX века. В рисунке маркетри – предметы рукоделия, книга, четки с фоновым цветочным орнаментом.
Подробнее про технику маркетри можно почитать здесь.
Прекрасным украшением зала являются немецкие каминные часы XIX века фирмы «Fr. Xan Gegenreiner» на львиных лапках в деревянном корпусе, стилизованном под триумфальную арку с колоннами коринфского ордера.
Осветительные приборы в Пятом зале соответствуют стилистике и духу эпохи середины XIX века – николаевскому ампиру.