Главная

Центральный Дом Российской Армии

имени М.В.ФрунZе

 

 

логотип 95 3

 

Мейсен и Севра: битва фарфоровых королей

Без заголовкаКогда в XVIII веке на Европу обрушилась настоящая «фарфоровая лихорадка», Саксония и Франция развернули настоящее сражение за право называться лидером фарфоровой индустрии в Европе.

Немного позже обоих «королей» потеснит молодая Императорская мануфактура Российской Империи, но пока на фарфоровом ринге самоотверженно бьются два лидера.

Когда в 1710 году авантюрист и алхимик Иоганн Беттгер основал в Саксонии Мейсенскую мануфактуру, никто не знал, к каким последствиям это приведет, но как только эксперименты бывшего ученика аптекаря закончились успехом и на столе саксонского монарха Августа Сильного засияли изделия из белоснежного фарфора, все аристократы Европы захотели иметь такие же.

Российские августейшие особы и аристократия заказывали Meissen в огромных количествах. В некоторые года экспорт фарфора в Россию доходил до 70% от общего объема производимых изделий.

Мейсенская фарфоровая посуда изготавливалась из смеси каолина (белой глины) с полевым шпатом, обжигалась при экстремально высоких температурах и покрывалась термоустойчивой глазурью. В результате получались тончайшие и изящнейшие фарфоровые изделия.

Французский монарх Людовик XV и его фаворитка мадам де Помпадурне могли смириться с тем, что на рынке фарфоровой моды главенствуют саксонцы. И, спустя 30 лет, в местечке Севр появилась собственная фарфоровая мануфактура, которая собиралась на равных конкурировать с мейсенскими мастерами.

Начало было не очень–то удачным. Оказалось, что во Франции нет подходящего сырья для производства так называемого «твердого» фарфора, поэтому севрский фарфор стали называть «мягким». Сильный жар портил нежную структуру севрского фарфора, поэтому температурный режим был изменен. Вместе со способом обжига изделия пришлось изменить и способ глазурования, так как рецепт мейсенской глазури не подходил. «Мягкий» фарфор и глазурь для него оказались очень капризными: образовывали некрасивые потеки и подпалины. В результате севрские мастера упростили формы посуды, чтобы получать ее с помощью литья, а также освоили декорирование золотом: плотные мазки золотого состава позволяли скрыть дефекты глазури. Севрский фарфор использовался в основном в десертных сервизах и декоративных предметах, так как от постоянного соприкосновения со столовыми приборами на капризной глазури оставались некрасивые серые полосы.

Однако французы не были бы французами, если бы не обернули трудности в свою пользу. Выяснилось, что «мягкий» фарфор отлично взаимодействует с глазурью ярких цветов: бирюзовой, лавандовой, розовой, и обжиг при деликатных температурах ее нисколько не портит.

Кроме того, севрские мастера дали жизнь бисквитному (не покрытому глазурью) фарфору, который выглядит очень изящно и аристократично.

Твёрдый характерен для немецких и австрийских предприятий, а костяной – для английских. «Бисквит» не покрывают глазурью. Он не пригоден для утилитарного использования, выполняя исключительно декоративную функцию. Отсутствие глазурного покрытия вынуждает с особой тщательностью обрабатывать поверхность изделий, что значительно повышает их стоимость.

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный Дом Российской Армии имени М.В.Фрунзе» Министерства обороны Российской Федерации

г. Москва, ул. Суворовская площадь дом 2. ст. 1

(проезд до станции метро «Достоевская»)

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон: +7-495-681-52-20