Главная Структура Отдел культуры Историко-мемориальный зал Второй зал Структура Отдел культуры Историко-мемориальный зал Каминные часы эксклюзив интерьера историко-мемориального зала
Среди предметов старины в любом интерьере каминные часы всегда занимают особое, эксклюзивное, место. Как произведения часового и прикладного искусства они привлекают внимание не только ценителей художественного бронзового литья, мелкой пластики, но и коллекционеров, искушенных в премудростях часовых механизмов, любителей механики. Хотя, безусловно, корпус в часах этого типа, изготовленный из золоченой бронзы, мрамора или фарфора, играет основную, декоративную роль. Традиция ставить часы на каминную полку зародилась во Франции еще в XVI веке. В это время часы не пользовались особой популярностью, их заказывали в основном королевские особы для украшения своих дворцов.
Более широкое распространение они получили в конце XVII начале XVIII веков. Тогда камин стал одним из центральных декоративных элементов интерьера во дворцах городской знати. Мраморные порталы, увенчанные сверху затейливо украшенной каминной полкой, занимали центральное место в оформлении французских домов. При Людовике XIV были даже введены специальные правила оформления каминной полки.Так на ней появились драгоценные декоративные элементы: канделябры, часы, фарфоровые статуэтки, узорчатые шкатулки.
Каминные часы наибольшее распространение получают в XVIII–XIX веках. Они производятся в странах Центральной Европы преимущественно во Франции, где и появились приблизительно в конце XVII века, лет на двести позже создания пружинного двигателя механических часов и лет через пятьдесят после первых маятниковых часов, сконструированных X.Гюйгенсом (1629–1695).
В период Регентства (1715–1723), время правления Филиппа II, герцога Орлеанского, маятниковые часы завоевывают каминные полки и становятся композиционным центром интерьеров королевских и аристократических дворцов (наиболее известные – Лувр, Версаль, Большой Трианон, Фонтенбло, Воле-Виконт).
Разработкой модели иногда занимались непосредственные ее изготовители, то есть бронзовщики, владевшие искусством рисования и ваяния, но они не оставляли подписей на часах. В данном контексте модель понимается как готовый образец часов. Бронзовщик как производитель мог поставить свое клеймо на корпусе. На циферблатах, помимо часовщика, подписывался бронзовщик–фабрикант, владелец крупной фирмы, реже – эмальер (изготовитель циферблата) и позолотчик. Выявление дизайнера и изготовителя модели каминных часов составляет иногда большую трудность, чем раскрытие замысла ее композиции.