Главная

Центральный Дом Российской Армии

имени М.В.Фрунзе

 

 

логотип 95 3

 

Развитие «КАРЕЛКИ» в России

карелка фото 1В первом десятилетии XIX века карельская береза и близкий к ней по цвету тополь становятся основным поделочным материалом при изготовлении мебели. Поисками   новых отделочных материалов были озабочены не только мебельные мастера, но ведущие петербургские архитекторы, которые по установившейся еще в первой половине XVIII века имеют особую в России традиции уделяли большое внимание проекти–рованию предметов убранства дворцовых интерьеров, и, в первую очередь, мебели. Одним из первых к разработке мебели из березы обратился архитектор Андрей Никифорович Воронихин.

карелка фото 2 воронихинВоронихин Андрей Никифорович (1759–1814)– русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. Воронихин А.Н. родился в семье крепостных крестьян, принадлежавших графу Строганову А.С.. С раннего детства проявил способность к рисованию. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова А.С., бывшего долгое время президентом Императорской Академии художеств.

В 1777 году за счёт графа был отправлен учиться в Москву. С 1779 года Воронихин А.Н. работал в Петербурге, проживая в Строгановском дворце.

С 1784 по 1790 год совершил четыре поездки по России и Западной Европе. В 1786–1790 годах изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии. В заграничных путешествиях был в числе сопровождающих сына графа, Павла Строганова, покинувшего Россию для завершения образования. В 1785 году  Воронихин А.Н. получил от Строганова А.С. отпускную, став, таким образом, свободным.

К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца. Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин А.Н. заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Звание академика архитектуры Воронихин А.Н. получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе.

С 1802 года он был профессором Императорской Академии художеств.

Главным творением Воронихина А.Н. стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. В числе других работ Воронихина А.Н. – дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

Для своих архитектурных проектов мастер старался давать архитектурное решение в комплексе: само здание, придомовые территории и внутреннее убранство помещения (мебель).

Заложенные Воронихиным А.Н. традиции отделки мебели были подхвачены и развиты русскими мастерами. Чтобы подчеркнуть красоту текстуры дерева и формы предметов, они стали вводить в отделку узкие полоски черного дерева. Дворцовая мебель украшалась тонко прочеканенными бронзовыми накладками в виде масок, пальметтрозеток или небольших рельефов на мифологические темы. На мебели, предназначенной для жилых покоев, бронза заменялась накладной золоченой резьбой. Однако нередко встречалась мебель, украшенная резными скульптурными элементами из массива березы.

В отличие от дворцовой обстановки бытовая мебель для жилых комнат и вспомогательных помещений выполнялась без каких-либо украшений и отличалась более простыми, спокойными и удобными формами. Изготовленные домашними крепостными мастерами поместительные шкафы, комоды, диваны и кровати, столы и другая мебель своей непритязательной простотой хорошо увязывалась с обликом невысоких уютных комнат жилого этажа дома.

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный Дом Российской Армии имени М.В.Фрунзе» Министерства обороны Российской Федерации

г. Москва, ул. Суворовская площадь дом 2. ст. 1

(проезд до станции метро «Достоевская»)

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон: +7-495-681-52-20